Китай стягивает войска на границу с приморьем. Российско-китайская граница

В марте этого года в парламент Китая - Всекитайское собрание народных представителей - был внесен на рассмотрение законопроект, очень похожий на проект закона о присоединении Крыма к России. Речь идет о документе, который предусматривает присоединение к КНР части иностранного государства в случае, если местные жители на референдуме примут решение о вхождении в состав китайского государства.

Проект, который внесла депутат Сунь Вань Хань, фактически предполагает аннексию территории соседнего государства – в частности, российского Дальнего Востока. Одновременно с этим парламентарий предложила подумать над принятием закона об упрощенном порядке получения китайского гражданства для жителей России.

В соответствии с документом принятие в Китайскую народную республику нового субъекта части иностранного государства возможно при отсутствии международного договора при реализации одной из альтернатив:

В части иностранного государства проведен референдум, на котором вопрос о присоединении в Китай получит одобрение;

Есть обращение в Китай легитимных органов государственной власти в части иностранного государства.

Эта публикация от 2008 года, где вероятность развязки автор предсказывает в 2015 году:

Китай, несмотря на территориальные уступки и передачу ему нескольких островов, не снял территориальные претензии к России на Северные Территории. На всех картах, выпускаемых в Китае, эти территории показаны, как китайские. Китай осуществляет долговременную стратегическую экспансию на эти территории и не думает скрывать этого.

Заселение китайцами Дальнего востока происходит под руководством МГБ (китайская внешняя разведка) и спонсируется государством. Китайцы, получившие вид на жительство или гражданство РФ получают “подъемные”. Подкуп российских должностных лиц принял невиданные масштабы. Китайская агентура активно лоббирует китаизацию Дальнего Востока.

Уже сегодня в ряде регионов ДВАО китайцы составляют от четверти до половины реального населения. Практически везде они сосредоточили в руках большую часть торговли и добывающих промыслов - лес, охота и т.п. Мощная дискриминация и прессинг со стороны российского МВД и местных администраций этому помешать не в состоянии в силу более высокой конкурентоспособности китайцев.

Китай проводит не имеющую прецедентов в мире политику тотального шпионажа. “Каждый кто может шпионить - должен шпионить” (”Китайская разведка” Олег Глазунов).

Также Китай усиленно вооружается. К 2015 г. у него будет не менее 100 МБР с разделяющимися боеголовками, способных поражать цели в любой точке России, не считая сотен крылатых и баллистических ракет меньшего радиуса действия. Военный бюджет по некоторым оценкам достигает $105 млрд. Увеличивается состав сугубо наступательных частей ВДВ и морпехов. ФСБ считает китайскую разведку наиболее активной на территории РФ.

Китайские “триады” с 1993 г. действуют в РФ и охватывают всю китайскую диаспору. Во главе триад стоят офицеры МГБ. Они терроризируют китайцев и требуют от них беспрекословного подчинения. В случае неподчинения страдают не только российские китайцы, но и их родственники в Поднебесной. Фактически китайцы в полном подчинении руководства триад. Они подчиняются своим руководителям, а не законам РФ. Китайские фирмы активно занимаются контрабандой, отмыванием денег, уклонением от налогов и торговлей наркотиками.

Последнее время Китай внимательно изучает технологию “цветных революций” и успешно опробовал модель организованных протестов в противовес сторонникам освобождения Тибета при проносе олимпийского огня в разных странах. Прокитайские демонстрации во всех странах были более многочисленны, чем протибетские. Ни до ни после этого не было замечено никакой политической активности китайцев в этих странах.

Идет создание хорошо организованных чайнатаунов во всех крупных городах России. Большие деньги идут на подкуп и вербовку сторонников среди местного населения. Пенсионерам, живущим в районах компактного проживания китайцев выплачивают пенсии. Но это не значит, что китайская оккупация принесет счастье. Китай дискриминирует национальные меньшинства на захваченных территориях совершенно зверскими методами. Запрещают изучать родные языки и культуру, запрещают занимать многие должности и профессии.

Вот один из возможных сценариев нападения на РФ:- Китай, выждав момент какого-нибудь кризиса, например, на Кавказе (на момент публикации автор еще не знал об Украине - vik ), где увязнут самые боеспособные наземные силы российской армии, организует китайские погромы в некоторых восточных регионах, например, в Приморском Крае, Хабаровском, в Забайкалье.- эти регионы по абхазско/косовскому сценарию провозгласят “независимость” и обратятся к Китаю за помощью. Китай срочно введет “миротворческие” силы, чтобы защитить китайцев от “этническх чисток”. ООН начнет не спеша разбираться. Тем временем через открытые границы организованный поток мигрантов начнет масштабную китаизацию “незалежных территорий”. Как только китайское население и их российские сторонники достигнут уверенного большинства, на “незалежных” территориях будет проведен плебисцит по объявлению независимости и/или присоединении к Китаю.- по всему миру пройдут скоординированные массовые антироссийские выступления. СМИ всего мира получат многочисленные свидетельства “зверств” российских националистов.

Какова может быть возможная реакция руководства РФ? Вот 3 основных варианта:

1. объявить войну Китаю и нанести термоядерный удар. В результате обмена такими ударами обе страны жестоко пострадают. Миллионы погибнут сразу и еще миллионы потом от последствий. Причем у китайцев людской потенциал практически неисчерпаем. Скорее всего после этого Россия прекратит существование, как самостоятельное государство.

2. начать против китайских агрессоров военные действия с применением обычых вооружений. Потенциал РФ и Китая несравним и война на истощение быстро приведет к поражению РФ. Это может вызвать дальнейший распад страны. Весьма вероятно, что и в других регионах одновременно поднимут голову сепаратисты. Китай им поможет. Опыт у него немалый. Во время Афганской войны Китай был основным поставщиком оружия и инструкторов муджахедам. Он поставил столько оружия, что можно было вооружить всех желающих и еще осталось бы.

3. сохранить что осталось и пытаться вытеснить китайцев дипломатическими средствами. Это наиболее веероятный сценарий, т.к. первые 2 еще хуже. Ни руководство страны, ни народы не желают полномасштабной войны. Китай же жертв не боится. Территории для них важнее.

Китайцы ждут первого благоприятного момента. На карту будет поставлена судьба России, как самостоятельного государства. Вариантов спасения немного:

СРОЧНАЯ переориентация внешней политики на сближение с НАТО. В этот союз входят самые мощные державы мира и Китай не решится вступать в конфронтацию со всем миром. Пример тому, что это работает, - пассивная политика КНР по отношению Тайваня, находящегося под защитой США.

У Китая есть немало серьезных проблем:

Растущий разрыв между быстро развивающимися и богатеющими прибрежными районами и “внутренними колониями”. Ежегодно происходит порядка 70 000 столкновений с войсками и полицией.

Быстро растущий импорт продовольствия повышает зависимость страны от зарубежных поставок. Причины в росте потребления и выводе из С/Х оборота миллионов гектаров из-за эррозии и строительства. Китай начал скупку плодородных земель за рубежом.

Чудовищная коррупция на всех уровнях власти. Деспотические методы правления КПК входят в противоречия с развивающейся экономикой.

Слабость финансовой и банковской системы, которая может вызвать коллапс экономики в любой момент.

Сепаратисткие движения нацменьшинств на окраинах и борьба многомиллионных релииозных сект повсеместно.- наличие враждебно настроенных соседей, как Индия, у которой КНР аннексировала большие территории, Вьетнам, который успешно отразил китайскую арессию в 70-х, Тайвань, имеющий сильную армию

Рост цен на энероресурсы и продовольствие, которые ложатся тяжелым бременем на экономику и расходы китайцев.

Значительны успехи МГБ КНР и на территории США. К настоящему времени численность китайской диаспоры в америке превышает 1,3 миллиона человек, основная часть ее ‘ сосредоточена на тихоокеанском побережье, где китайская разведка имеет настолько сильные оперативные позиции, что американские спецслужбы не в состоянии полностью контролировать китайскую активность в таких городах, как Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон.

Во время визита в Германию председателя КНР Си Цзиньпина канцлер Ангела Меркель сделала ему необычный подарок. Она преподнесла коммунистическому лидеру древнюю карту Китая. Этот подарок буквально взорвал китайскую блогосферу.

28 марта Меркель со своим мужем, который редко показывается на публике, оказала китайскому руководителю и первой леди КНР приём на высшем уровне. Фрау канцлер подарила Си Цзиньпину «первую точную карту Китая», составленную в Германии в 1735 году.

В 1735 году в Китае была маньчжурская династия Цин. В состав китайской империи в то время входили в частности Дальний Восток, Урянхайский край (Тыва), Сибирь и Южно-Китайское море со всеми островами.

Многие китайские блогеры благодарят Меркель за подарок и говорят, что он «красноречивее ста тысяч слов».

«На примере Крыма Россия нам дала хороший урок того, как надо отстаивать свои территории».

«Да, с тех давних пор территория нашей страны заметно сократилась. При династии Цин нашей была как Монголия, так и «Шестьдесят четыре деревни к востоку от Амура» (нынешние территории Благовещенского и Тамбовского районов, прим. ред.) и, конечно же, Хайшэньвэй (китайское название Владивостока, прим. ред.)».

«Эта карта, которую нам подарили немцы, без лишних слов говорит о том, кто наш настоящий враг».

«Мы почти сто лет радостно несём флаг борьбы с империализмом, но в итоге оказывается, что нашу землю захватывают совсем не злобные империалисты».

«На этой карте есть всё, что у нас должно быть, особенно в северной части!»

«Нам просто прямо сказали, что из всех стран Россия забрала больше всего наших земель».

«Пусть наши правители внимательно посмотрят на эту карту и сопоставят с нынешней. Насколько меньше стала наша страна! Разве не стыдно им за это?»


Такими «исторически справедливыми» показываются границы КНР в некоторых китайских изданиях.

А ниже - "полная справедливость", с точки зрения китайцев:

Беженцев с Донбасса будут выдворять из Крыма в Сибирь и на Дальний Восток в трехдневный срок.

Правительство России определило это для властей аннексированного Крыма, а также главам 11 субъектов РФ, пересылать пророссийских беженцев из Донбасса в Сибирь, Дальний Восток и крайний Север.

"Подписанным постановлением высшим органам исполнительной власти 11 субъектов федерации рекомендуется ориентировать граждан Украины на переезд к другим субъектам федерации. По мере переезда этих граждан необходимо обеспечить преобразование пунктов временного размещения. Эти пункты должны использоваться для пребывания граждан Украины только на срок, необходимый для организации их дальнейшего следования к другому субъекту федерации, но не более, чем на 3 суток", - гласит постановление.

Ровно 158 лет назад в городе Айгуне был подписан российско-китайский договор, навсегда определивший российский суверенитет над левобережьем Амура. Статья 1 договора постановляла: «Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению, до р. Усури, владением Дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении Дайцинского и Российского государств».

С самого начала политическая и правовая судьба этого договора была сложной. Вскоре после своего подписания Айгуньский договор оказался под угрозой односторонней китайской денонсации. Его противники в стане цинских чиновников развернули острую критику на том основании, что подписавший договор хэйлунцзянский цзянцзюнь И Шань якобы нарушил распоряжение императора о «строгом соблюдении старого (Нерчинского) договора». Определенную путаницу вносила неполная адекватность русского и китайского альтернатов текста. На этом основании, например, в начале XX в. приграничные китайские власти стали требовать свободного прохода для своих судов по нижнему Амуру вплоть до Охотского моря. Потенциальную конфликтную угрозу таили в себе и юридически нечеткие характеристики пункта, касавшегося цинских подданных в районе так называемого «Зазейского клина».


Вместе с тем значимость Айгуньского договора определяется не только его делимитационной статьей. Одновременно с этим разрешались приграничная торговля между жителями двух берегов, а также свободное плавание по Амуру судов соседних государств, без чего эта торговля была бы невозможной. И хотя за 158 лет отношения между нашими странами иногда замораживались и даже прерывались, данная статья Айгуньского договора (разумеется, подкрепленная и оптимизированная большим сводом дополняющих и уточняющих положений) успешно действует и поныне. В 2014 г. объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией составил 21,4, а России с КНР – 95 млрд. долларов США. Устойчиво растут взаимные инвестиции, происходит стремительная диверсификация форм и методов торгово-экономических связей – от экспорта нефти по трубопроводу через Амур до различных форм «народной торговли».


Российско-китайская граница формировалась более 300 лет. Почему так долго и мучительно!?

Во-первых , современная российско-китайская граница – одна из самых протяженных участков границ России с другими странами. Она состоит из двух участков: западного (небольшой участок границы – 55 км – между Республикой Алтай и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР) и восточного (значительно более протяженный участок в 4325 км, на котором китайские провинции Цзилинь, Хэйлунцзян и автономный район Внутренняя Монголия граничат с такими субъектами Российской Федерации как Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Забайкальский край).

Во-вторых , современная китайская официальная наука практически все договоры, заключенные до 1949 г. (кроме Нерчинского договора 1689 г. и Кяхтинского трактата 1727 г.), относит к неравноправным договорам – прежде всего Айгуньский договор 1858 г., Тяньцзиньский договор 1858 г., Пекинский договор 1860 г. и Цицикарский договорной акт 1911 г. В понимании китайской историографии неравноправный договор – это договор, навязанный путем дипломатического шантажа, военной силы и другими способами, которые вынудили Китай подписать его. Неравноправный договор нарушает и ущемляет права и интересы Китая. В трактовке российских историков старые договоры могли включать лишь отдельные неравноправные статьи (например, об экстерриториальном статусе, концессиях и др.).

В-третьих , на ряде важных участков (например, на р. Амур) до 1991 г. никогда не проводились полноценные демаркационные работы. В Айгуньском и Пекинском договорах была зафиксирована лишь общая линия делимитации. Китайским представителем великим князем Гуном так и не была подписана карта-приложение к Пекинскому договору, содержащая нанесенное российскими дипломатами обозначение линии границы по китайскому берегу (см. карту).


В 1907 г. остров Прищепков (Нижнепроточный) рядом с хутором Игнатьевским был признан китайским, а остров Беляев, расположенный в девяти верстах выше станицы Верхнеблаговещенской, – российским.

В декабре 1907 г. начались споры об островах Сычевский и Поперечный, которые были обусловлены изменением фарватера в данном районе. С 1911 г. по 1914 г. тянулось дело о принадлежности более мелких островов того же архипелага, но было решено в пользу России.

В 1911 г. был определен суверенитет Китая над островом напротив деревни Нововоскресеновки. В то же время дело о принадлежности архипелага близ хутора Константиновского было решено в пользу России.


Много споров вызывала проблема принадлежности островов Большой Уссурийский и Тарабаров общей площадью 350 кв. км в месте впадения р. Уссури в Амур. Россия сразу же установила контроль над этой лежащей на подступах к Хабаровке стратегически важной местностью. В итоге так и не было осуществлено полного юридического урегулирования проблемы государственной принадлежности островов на Амуре. Из-за последующих событий проведение демаркации и определение фарватера, которые предлагал пограничный комиссар Амурской области Н.А. Спешнев в 1915 г., затянулись до 1991 г.

Таким образом, все спорные пограничные вопросы решались путем поиска взаимоприемлемых компромиссов. Можно сказать, что к 20-м гг. XX в. русско-китайская граница исторически организовалась как итог сложных процессов территориального сближения и территориального разграничения двух государств. Недостатки, существовавшие в договорных документах либо допущенные при демаркации и редемаркации границы, тем не менее не давали оснований сомневаться в договорно-правовой основе границы между Россией и Китаем.

После Октябрьской революции 1917 г. советское правительство предложило Китаю установить дружественные отношения на равноправной основе, аннулировать неравноправные договоры. Но под давлением стран Антанты пекинское правительство прервало переговоры и в марте 1918 г. отозвало своего посланника. Русско-китайская граница была закрыта. Лишь в 1924 г. возобновились контакты между СССР и Китаем. Также было заключено Соглашение между правительством СССР и правительством трех автономных восточных провинций о КВЖД, судоходстве, передемаркации границы.

В дальнейшем на протяжении долгого времени по различным причинам между Россией и Китаем не было договоренностей, все переговоры были приостановлены. Из-за конфликта в 1929 г. на КВЖД дипломатические отношения были прерваны и возобновлены лишь в 1932 г.

В 1935-1936 гг. японо-маньчжурские войска не раз нарушали российско-китайскую границу в разных районах. В оправдание этих действий правительство Японии заявило, что правительство Маньчжоу-Го не признает Цицикарский договорный акт ввиду того, что он не был ратифицирован, хотя в действительности его вступление в силу было подтверждено путем обмена нотами.

С провозглашением в 1949 г. КНР начался новый этап в истории Китая. Тот факт, что историко-правовая основа существующей советско-китайской границы является бесспорной, был зафиксирован в Договоре о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, подписанном 14 февраля 1950 г. Китайское правительство вплоть до 1960-х гг. не предъявляло территориальных претензий к СССР, не выдвигало никаких предложений об изменении существовавшей линии границы.

Согласившись в 1964 г. с возможностью проведения границы по главному фарватеру пограничных рек и отказавшись на переговорах 1987-1991 гг. от правовой основы проведения делимитации российско-китайской границы в соответствии с Пекинским договором 1860 г. с приложенной к нему картой, где красная черта проведена по береговой линии с китайской стороны, советская дипломатия сама лишила себя главного аргумента на переговорах, по сути дела «загнала себя в угол» на всех последующих переговорах о границе, что и привело к утрате 337 км² российской территории только в районе Хабаровска. Таким образом передача российских островов в XX и XXI веке Китаю является фактически односторонней уступкой со стороны СССР и Российской Федерации.

Советско-китайские отношения в период между пограничными переговорами 1969-1978 гг. и 1987-1991 гг. были сложными и неоднозначными. Но в середине 80-х гг. XX в. конфронтация на международном уровне миновала. Для пограничных переговоров переломный момент наступил после выступления М.С. Горбачева во Владивостоке в 1986 г. В итоге была достигнута договоренность о возобновлении переговоров вокруг территориальной проблемы – самого болезненного для обеих стран вопроса.

Наконец, 16 мая 1991 г. в Москве было подписано Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе в ее восточной части. Соглашение впервые создавало возможность после завершения демаркационных работ иметь полностью демаркированную и законодательно установленную границу. С 16 марта 1992 г. Соглашение вступило в законную силу. На переговорах 1987-1991 гг. стороны условились продолжить переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии границы на двух участках – близ островов Большой Уссурийский и Тарабаров у Хабаровска, а также у острова Большой в верховьях р. Аргунь.


В период 1992-1997 гг. на восточном участке было установлено 1184 знака. Значительно увеличилась частота установки пограничных знаков – с 80-100 км в конце XX в. до 1-3 км (а на отдельных участках до 300 м).

По вопросам прохождения линии границы на ее западной части у сторон не было расхождений. Были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Монголии об определении точек стыков государственных границ трех государств от 27 января 1994 г.и Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе в ее западной части от 3 сентября 1994 г. Соглашение от 3 сентября 1994 г. было ратифицировано в 1995 г.


Соглашение от 3 сентября 1994 г. явилось первым договорным документом с полным описанием прохождения границы на западном участке. Оно завершило юридическое оформление границы России и Китая на восточном (с двумя «окнами») и западном участках.

Работы по демаркации российско-китайской границы продолжались в течение 8 лет и в 1999 г. были практически завершены. Однако нельзя говорить, что пограничная проблема решена полностью, поскольку остались два спорных недемаркированных участка: островной массив Абагай-туй на р. Аргунь (остров Большой) и о-ва Тарабаров и Большой Уссурийский на р. Амур около Хабаровска. До окончания демаркации эти территории по взаимному согласованию сторон де-факто остаются под российским контролем. При характеристике данной проблемы употребляется слово «несогласованные», а не «спорные» территории, чтобы подчеркнуть отсутствие коренных разногласий.


В июле 2001 г. подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в ходе визита в Москву Председателя КНР Цзян Цзэминя. В 6-й статье договора закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Относительно двух небольших участков границы с неурегулированным статусом стороны сохраняют статус-кво, с намерением продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодного компромисса. Принципиально важно, что впервые в международно-договорном порядке фиксируется отсутствие территориальных претензий сторон друг к другу.

14 октября 2004 г. в ходе визита в КНР Президента России В. Путина было подписано Дополнительное Соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в ее восточной части. В результате фактически завершено разграничение линии границы между Россией и Китаем.


Согласно Дополнительному Соглашению произошла передача участка земли в районе острова Большой (верховья р. Аргунь) и двух участков в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. В мае 2005 г. Дополнительное Соглашение было ратифицировано. Остров Большой был разделен между РФ и КНР примерно пополам. В результате демаркации российско-китайской границы в 2005 г. острова Тарабаров и западная часть Большого Уссурийского в 2008 г. были переданы КНР, войдя в состав провинции Хэйлунцзян.


Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Так, тогдашний губернатор Хабаровского края В. Ишаев демонстративно отказался от посещения протокольных мероприятий в ходе визита.


Таким образом, путем взаимных уступок удалось разрешить спор, который в конце 1960-х гг. привел к вооруженным столкновениям и мог вылиться в полномасштабную войну Китая с Советским Союзом. Но хотя на сегодняшний день территориальные споры между РФ и КНР в основном разрешены, остаются некоторые проблемы, связанные с российско-китайской границей. Например, один из наиболее авторитетных экспертов в данной сфере Ю.М. Галенович полагает, что пограничная проблема не решена до конца, пока не подписан новый делимитационный договор. Кроме того, значительным раздражителем продолжает оставаться содержание китайских учебников по истории, трактующих отдельные страницы взаимоотношений между нашей страной и Китаем в прошлом в антироссийском духе.

О. А. Тимофеев, О.К. Грибова


По приглашению президента РФ В.В.Путина с 26 по 28 мая 2003 года Россию с государственным визитом посетил председатель КНР Ху Цзиньтао. По итогам визита была принята Совместная декларация, в которой говорилось: «Стороны подтверждают, что в кратчайшие сроки достигнут окончательного урегулирования доставшихся в наследство от истории пограничных вопросов между двумя странами на основе принципов справедливости и равенства, взаимного понимания и взаимной уступчивости, в целях укрепления спокойствия и стабильности в районе российско-китайской границы и обеспечения экономических интересов приграничного населения обеих стран».

ВКонтакте Facebook Одноклассники

В Республике Алтай прошла совместная проверка и демаркация российско-китайской границы

Китай и Россия разошлись во мнениях, где должен пролегать западный участок их совместной границы. И хотя спор идет о микроскопической по меркам обеих стран территории — всего 17 га земли в Горном Алтае — он вновь напомнил о почти полувековом остром противостоянии между двумя соседями по территориальному вопросу, которое в 1969 году даже вылилось в кровопролитный вооруженный конфликт за остров Даманский. И, к сожалению, в этом споре вновь отчетливо проявилось, насколько Китай окреп за последние десятилетия, а Россия на его фоне, наоборот, резко сдала.

С 26 июля по 4 августа в Республике Алтай Российской Федерации совместной российско-китайской комиссией проводилась проверка и демаркация западной части российско-китайской государственной границы. И, как признала пресс-служба правительства РА, в процессе демаркации между сторонами возникли разногласия. Китайская делегация настаивала на смещении линии прохождения границы вглубь России, в результате чего площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 га. Российская сторона в ответ заявила, что китайские претензии противоречат положению «О российско-китайской комиссии по проведению первой совместной проверки линии государственной границы между РФ и КНР» (от 11 ноября 2011 года). Вследствие возникших разногласий запланированные работы так и не были выполнены. В итоге стороны ограничились подписанием протокола, в соответствии с которым условились обсудить возникшие разногласия на очередном заседании российско-китайской комиссии, которое должно вскоре пройти в Горно-Алтайске.

По территории Республики Алтай проходит 850-километровая граница России с тремя иностранными государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. При этом протяженность российско-китайской границы в регионе — всего 55 км. И вот из-за этой горной (высота 2500 — 3000 метров) труднодоступной территории, не оборудованной пунктами пропуска, на которой — во всяком случае, пока — не ведется, по сути, никакой хозяйственной деятельности, и возник спор. И что-то подсказывает, что Россия, в конце концов, пойдет на уступки — лишь бы не омрачать отношения с мощным соседом.

Территориальная проблема в отношениях между нашими странами обострилась с 60-х гг. прошлого века. После смерти Сталина китайское руководство во главе с Мао Дзедуном уже не смотрело на СССР как на «старшего брата», которому простительно фактически в одностороннем порядке определять линию границы и обустраивать пограничные рубежи. К тому же, напомним, в 1964 году Китай вошел в избранный круг ядерных держав. Почувствовав силу, китайское руководство перестало делать скидки «советским ревизионистам» и предъявило Москве территориальные претензии на 1540 тысяч квадратных километров. Вот что писал о территориальной проблеме, существовавшей между двумя странами, один из непосредственных участников советско-китайских переговоров по этому вопросу Юрий Галенович:

«Русские познакомились с китайцами около 400 лет тому назад. Они встретились на дальневосточных просторах. Их государства оказались самыми большими соседями в этом регионе. Вопрос о согласовании границы между ними потребовал много времени и усилий. К началу XX века стороны подписали несколько договоров о границе. Это была самая длинная в мире сухопутная граница. Она шла от Памирских гор до Тихого океана.

За четыре столетия взаимоотношений между русскими и китайцами никогда не было широкомасштабных войн. В то же время отношения время от времени осложнялись и обострялись.

В первые два десятилетия XX века каждая из стран была главным образом занята своими внутренними делами; во всяком случае, двусторонние отношения тогда не выходили на первый план. В 20-х гг. наша страна была единственной, помогавшей Китаю в деле его объединения в единое государство. В 30-40-х гг. наши страны были на одной стороне во время Второй мировой войны. В 50-х гг. отношения СССР и КНР были официально отношениями союзников в противостоянии потенциальным агрессорам; одновременно наши люди, работавшие в Китае, вкладывали свой труд и душу в создание оборонного и экономического потенциала соседней страны; торговые отношения того времени приносили пользу обеим странам; на мировой арене каждой из сторон помогал характер официальных межгосударственных отношений между ними дружественный и добрососедский.

Четверть века наших отношений — 1960-1985 гг. — это глухие годы. Стороны по большей части либо не могли, либо не желали слышать тогда друг друга; каждая говорила о своем, отстаивала свою позицию. Это было время конфронтации и ненормальных дипломатических отношений. Оно характеризовалось обострениями, после каждого из которых стороны вступали в переговоры или консультации.

Так было трижды. В 1964 году китайская сторона обострила обстановку на границе, а затем, пойдя на консультации, выдвинула к нам ряд исторических территориальных претензий, потребовала признать договоры о границе неравноправными. Мао Цзэдун заговорил о еще не предъявленном нам счете «по реестру» якобы отторгнутых у Китая земель площадью более полутора миллионов квадратных километров.

В 1969 году китайская сторона начала применять оружие в столкновениях на границе, а затем потребовала от нас вывести войска из всех районов, которые она полагала спорными.

В 1979 году китайская сторона выступила с призывом создать всемирный единый фронт борьбы против СССР, прекратила действие Договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между нами, а затем в ходе переговоров выдвинула требования вывести наши войска из Монгольской Народной Республики, прекратить сотрудничество с Вьетнамом, а также в одностороннем порядке сократить наши вооруженные силы в районах, прилегающих к нашей границе с Китаем.

Мне довелось трижды быть свидетелем и участником советско-китайских консультаций и переговоров: в 1964 г. и 1969-1970 гг. в Пекине, а в 1979 г. в Москве. Каждый раз обе стороны были вынуждены своими национальными интересами и самим ходом и состоянием развития двусторонних отношений идти на такие встречи и обмениваться мнениями».

«В 1979 году, — продолжает Галенович, — а к тому времени Мао Цзэдун уже умер, но его заменил Дэн Сяопин, верный последователь Мао Цзэдуна в этой политике, — в Пекине решили ликвидировать последнюю, пусть формальную, договорно-правовую основу двусторонних отношений и не продлили срок действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, заключенного СССР и КНР в 1950 году. Одновременно Дэн Сяопин выдвинул призыв к созданию всемирного единого фронта борьбы против нашей страны, которую он хотел бы поставить в положение изгоя. В этот единый фронт Дэн Сяопин желал бы включить Китайскую Народную Республику, Соединенные Штаты Америки, Японию, страны Западной Европы и развивающиеся государства всего мира. Дэн Сяопин и его последователи тогда относились к нашей стране как к своему главному врагу.

В 1966 году, еще при правлении Мао Цзэдуна, в Пекине на стенах домов появился лозунг: «СССР — наш враг!» В 1980-х гг. при власти Дэн Сяопина в КНР был популярен призыв: «Вернем наши горы и реки!».

В 1990-х гг. Пекин продолжал требовать одностороннего ослабления российских вооруженных сил в районах, прилегающих к русско-китайской границе. В КНР подрастающие поколения продолжали и продолжают обучать в том духе, что Россия — «агрессор», который «несправедливо» «вгрызся» в китайские земли; воспитывается отношение к России как к врагу и «национальному должнику Китая». Вопрос о территориях и о границе в КНР продолжают считать нерешенным.

Никто в КНР и в правящей партии КПК не дезавуировал высказываний Мао Цзэдуна относительно претензий на полтора миллиона квадратных километров российских земель. Дэн Сяопин и его последователи хотели бы поставить нашу нацию в положение вечного виноватого перед ханьцами. В Пекине продолжали видеть в нас врага, который в конечном счете должен признать «историческую несправедливость», совершенную им в отношении Китая, признать «историческую принадлежность» миллионов квадратных километров нашей земли Китаю.

Россия во второй половине XX века занимала, по сути дела, одну и ту же позицию: у нее нет и не было чужой земли; она свою землю не отдаст (я горжусь тем, что мне довелось вместе с товарищами по делегациям защищать на консультациях и переговорах национальные интересы русских, России). Пока Пекин не поймет этого, не будет основы для прочных мирных стабильных добрососедских отношений между нашими странами. Россия, ее люди готовы защищать свою землю всеми доступными им средствами.

Что же такое были двусторонние переговоры и консультации в 60 — 70-х годах XX века? Это были поиски надежды глухой ночной порой. В те годы были разорваны почти все нити, связывавшие обе страны. Из столиц обеих стран уехали послы. Мао Цзэдун довел дело до стрельбы, до применения оружия пограничниками и армией с обеих сторон.

И все же разрыв или полуразрыв в отношениях, время конфронтации продолжались всего четверть века или около того. Такой период оказался пока почти единственным во всей четырехсотлетней истории взаимоотношений русских и китайцев. (Между 1918 и 1932 гг. стороны дважды на несколько лет прерывали дипломатические отношения, но затем восстанавливали их.) В то же время в 50-х гг. у нас не только были широкие связи, но наши отношения официально определялись Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи. После периода конфронтации мы в 90-х гг. снова развернули широкие связи, говорим о взаимном доверии, о стратегическом партнерстве, обращенном в XXI век.

Вполне очевидно, что период конфронтации в наших отношениях — это временная размолвка. Но и при размолвке все-таки был обмен репликами. И он очень важен. В нем проявлялось и нечто сокровенное, обычно таящееся в глубине души. В частности, благодаря этому люди с обеих сторон могли лучше узнать друг друга» .

К 1991 году в результате длившихся с 1969 года переговоров по территориальной проблеме сторонам, наконец, удалось прийти к компромиссу. Ключом к нему стала уступка с нашей стороны — СССР на своем излете согласился на прохождение границы с Китаем по фарватеру Амура и Уссури. В результате 90% восточной части границы с Китаем были согласованы и 16 мая 1991 года в Москве представители СССР и КНР подписали соглашение о границе, которое было подтверждено в 1996 году договором между РФ и КНР.

Уступка Москвы стоила ей, конечно, не полутора тысяч квадратных километров (на чем настаивал Мао Дзэдун), но тоже очень многих территориальных потерь. Самой обидной из них, наверно, является остров Даманский, из-за которого в 1969 году пролилась кровь и который, тем не менее, отошел к Китаю. А самой чувствительной потерей для России явилась, очевидно, передача Китаю в 2005 году 174 квадратных километров территорий близ Хабаровска. И дело даже не в огромности данной территории, а в исключительном ее военно-стратегическом значении. Ведь Китаю отошла часть острова Большой Уссурийский, где ранее располагался важный укрепрайон нашей армии, и часть острова Тарабаров, где ранее пролегала траектория взлета боевых самолетов 11-й российской армии ВВС и ПВО, которая дислоцируется в Хабаровске.

Но Россия, дряхлеющая на фоне стремительно растущего Китая, была вынуждена была пойти на эти уступки. Со своей стороны, Китай отказался от претензий на всю территорию этих островов и согласился с тем, что Россия отдаст ему лишь половину этих территорий. Таким образом, граница не оказалась у самого порога Хабаровска.

Судя по всему, аналогичным образом завершится и нынешний территориальный спор между двумя странами — по поводу 55-километрового участка совместной границы в Горном Алтае. Ведь по-иному вести переговоры с Китаем Россия сейчас просто не в состоянии.

11 октября 2007, 2051


История российско-китайских противоречий в части, касающейся островов Тарабаров и Большой Уссурийский, насчитывает порядка пятидесяти лет; предыстория же уходит в XVII век.


История российско-китайских противоречий в части, касающейся островов Тарабаров и Большой Уссурийский, насчитывает порядка пятидесяти лет; предыстория же уходит в XVII век. Думается, имеет смысл остановиться на ней поподробнее – в конце концов, надо же знать, что именно не устраивает Китай в прежних договорах и на чем он основывает свои претензии на острова, принадлежащие России.

Изначально Россию и Китай разделяли огромные территории, малозаселенные или вовсе пустынные. Северной границей Китая являлась Великая Китайская стена, находящаяся на расстоянии более тысячи километров от нынешней границы. Разумеется, в те времена китайцы и думать не могли о том, что граница когда-нибудь выдвинется так далеко на север. Между Амуром и Уссури и Великой стеной жили воинственные маньчжуры, этнически далекие от коренных китайцев - ханьцев.
Первые русские появились в Приамурье в XVII веке. Тогда к югу от Амура и Уссури лежало отдельное Манчжурское государство, правителям которого не особо понравилась активность неведомых пришельцев, и в том же веке манчжуры совершили несколько походов против русских поселенцев на северных берегах и даже на какое-то время оккупировали эту территорию. Впрочем, ненадолго: смысла удерживать таежные берега рек не было, к тому же вскоре началась война с Китаем, которую манчжуры выиграли, взяв в 1644 году Пекин и посадив на престол новую династию – Цин. Манчжурия органично влилась в состав Поднебесной на правах, как мы бы сказали сейчас, автономного района: китайцам, скажем, запрещалось селиться и заниматься сельским хозяйством на территории Манчжурии. Таким образом, к середине XVII века граница Китая довольно оригинальным образом расширилась до рек Амур и Уссури; но там китайцы столкнулись с новыми русскими поселенцами. Именно с этого момента и берет начало «пограничная эпопея» между Россией и Китаем, тянущаяся и по сей день. В ходе долгой истории установления границ было принято более сорока документов, регламентирующих статус границы, но лишь пять из них имели серьезные последствия.
Нерчинский договор (27 августа 1689 г.) – первый договор между Россией и Китаем, приблизительно установивший границы государств. В этот договор были включены пункты, устанавливавшие основные принципы торговли и определявшие порядок дипломатических связей. В соответствии с данным договором Россия уступила Китаю Амурскую область. Не от хорошей жизни, разумеется – небольшое русское посольство и отряд охраны в несколько сотен человек был окружен многотысячным войском. Этот договор, однако, является знаковым моментом в нашей истории – именно с этого момента Россия начала активную торговлю с Китаем, обменивая деньги и товары своего экспорта на чай, шелк и фарфор.
Буринский договор (20 августа 1727 г.) – определил границу от перевала Шабин-Дабат (Западные Саяны) до р. Аргунь. Статьи этого договора без изменений вошли в следующий договор –
Кяхтинский договор (21 октября 1727 г.). Он зафиксировал соглашение о торговле и границах. Уточнил границу, установил порядок контактов властей приграничных регионов. В этом договоре были определены пункты для торговли на границе. Также, согласно данному соглашению, один раз в три года русский караван мог приходить в Пекин. Русская духовная миссия в Пекине получила статус неофициального постоянного представительства.
Айгунский договор (16 мая 1858 г.) – по этому договору Россия получила обратно Амурскую область. К России отошли территории по левому берегу Амура, от р. Аргунь и до Охотского моря. Уссурийский край, согласно этому договору, являлся совместным владением России и Китая. Амур, Сунгари и Уссури были открыты для свободного плавания русских и китайских судов. Договор был заключен после переговором между генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым и Хуа Шанем, представителем императора Китая. Ситуация чем-то напоминала ту, что сложилась при подписании Нерчинского договора: разумеется, никто Хуа Шаню не угрожал, но внутри Китая в этот момент бушевало тайпинское восстание, к тому же Китай вел тяжелейшую Вторую опиумную войну; через четыре дня после подписания договора англичане и французы захватили крепость Дагу и порт Тяньцзинь. В подобных условиях – терпя непрерывные поражения – Китай рисковал получить еще один военный конфликт – на севере. Китайцы предпочли откупиться.
Пекинский договор (2 ноября 1860 г.) окончательно определил русско-китайскую границу, дополнив, таким образом, Айгунский договор. Восточная граница между двумя странами устанавливалась по рекам Амуру, Уссури, Сунгаче. В договоре было зафиксировано, что Амурский и Уссурийский края являются владением России. С русской стороны миссию возглавлял граф Н.П. Игнатьев, с китайской – «принц Гун по имени И Син». Сперва китайцы вели себя довольно вызывающе – англичане и французы были отброшены, казалось, Китай оправился от удара; но вскоре Дагу и Тяньцзинь были снова взяты, захвачены Далянь и Яньтай, а возле Пекина англо-французская армия разгромила шестидесятитысячную манчжурскую конную армию. В октябре Пекин был взят, и китайцы поспешили с договором. К договору прилагался протокол с картой, подписанной русскими и китайцами – П. Козакевичем, К. Бугодосским, Чен Ци и Цзин Чунем. На этой карте граница (т.н. «красная черта») проведена по китайскому берегу Амура и Уссури и по протоке Казакевича, то есть реки полностью принадлежали Российской империи.
«Бомба замедленного действия» в отношения России и Китая была заложена в процессе подписания именно Пекинского договора. В мировой практике крайне редко встречаются случаи, когда речная гладь целиком и полностью принадлежит одной из сторон, в то время как другая сторона довольствуется береговым урезом. Граница в основном проходит по фарватеру судоходных рек и по середине несудоходных. При этом необходимо заметить, что фарватер реки и ее середина – понятия часто не совпадающие. Однако этот принцип нигде официально не документировался, так что это скорее являлось неким негласно признанным большинством государств мира правилом. Дальневосточные реки вообще в этом плане являются уникальными – фарватер реки может смещаться в зависимости как от природных, так и от вызванных человеком причин. В частности, на Амуре и Уссури иногда исчезают острова – намывается песчаная коса, и остров превращается в полуостров. Китайцы пользовались этой возможностью вовсю – нередко пытались засыпать протоку между островами и берегом, дабы российский остров автоматически превратился в китайский полуостров, строили искусственные дамбы, чтобы река изменила русло и, соответственно, фарватер сместился. В настоящий момент эти работы приняли поистине титанический размах, из-за чего Россия ежегодно теряет довольно солидный кусок территории, а Китай, соответственно, его приобетает, искусственно смещая русло.
В последнее время ряд российских дипломатов и журналистов с удивительным жаром отстаивает мысль о том, что статус островов на Амуре и Уссури никогда не регламентировался, острова эти никому не принадлежат и, следовательно, отдача островов китайцам не является уступкой российской территории. Справедливости ради надо отметить, что авторство этой теории принадлежит не им, а пропагандистам КПК. А зачем наши работники пера постоянно просто повторяют китайскую версию – Господь ведает. Может, нравится она им. А может, заплатили.
Но вернемся к истории вопроса. Что же случилось с русско-китайскими отношениями после октября 1917 года?
Сразу после Октябрьской революции советское правительство аннулировало все тайные и неравноправные договоры, заключенные предшественниками. 25 июля 1919 года руководство РСФСР разъяснило китайскому народу и его руководителям, какие именно договоры имеются в виду под неравноправными. К ним относились все договоры о сферах влияния, о правах экстерриториальности, о концессиях и контрибуциях. Договоры о границах, однако, остались в силе: обе стороны полагали их вполне равноправными.
В конце 20-х в Китае, после поражения буржуазно-демократической революции и оккупации северо-востока Китая японцами, обстановка была сложная. Вопрос о советско-китайской границе плавно перетек в вопрос о границе советско-японской. Японцы, надо заметить, в данном вопросе отличались амбициями почище нынешних китайцев и регулярно прилагали усилия к исправлению пограничной линии в соответствии с собственными представлениями о том, где должна была проходить граница. Японцев регулярно били – на Хасане и Халхин-Голе – после чего они утихомиривались до следующей провокации. Однако на локальном уровне границу японцы признавали и на мелочи не разменивались. В частности, в 1932 году китайская армия Су Бинвэня перешла границу и сдалась советским пограничникам. Японцы преследовать китайцев не стали – развернулись у границы и пошли обратно.
После победы в Китае коммунистов отношения СССР и Китая были некоторое время безоблачными. В 1952 году СССР передал Китаю комплекты топографических карт местности, за что китайцы были нам крайне благодарны. И только в середине 50-х на безоблачном прежде небосводе советско-китайской дружбы появились первые тучки. Связано это было с несколькими причинами. Умер Сталин, единственный человек, которого Мао Цзэ-дун по-настоящему боялся. Хрущев же у Мао ничего, кроме презрения, не вызывал. На внутрикитайских причинах останавливаться не будем – это слишком большая и запутанная тема. В общем, Мао решил попробовать «старшего брата» на прочность.
С 1954 года в китайских газетах стали появляться статьи о том, что пограничные отношения с СССР не до конца урегулированы. В 1954 году государственное издательство выпустило книгу «Краткая история современного Китая», где на карте были обозначены «китайские территории, захваченные империалистами в период с 1840 до 1919 г.» В состав Китая, согласно этой карте, входили Южная и Юго-Восточная Азия целиком, Андаманские острова, архипелаг Сулу, МНР, часть Киргизской и Казахской ССР, Корейский полуостров полностью, Приамурье и Уссурийский край. Эта практика, продолжается и поныне: сейчас, когда, казалось бы, все вопросы урегулированы и все проблемы сняты, китайские дети видят на школьных картах «утраченные территории». Отдельные издательства балуются тем, что прямо закрашивают в цвет Китая Уссурийский край и Приамурье. В 1960 г. начинаются первые провокации на границе с СССР, а в 1964 году Мао произносит свою знаменитую речь, где звучат такие слова: «Примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Счета были предъявлены молниеносно: согласно им, Китаю должны были принадлежать полтора миллиона квадратных километров советской территории, включая все вышепоименованные населенные пункты. Вскоре аппетиты китайцев разыгрались, и они заговорили о трех миллионах.
В 1964 году между руководством Китая и СССР были проведены переговоры о границе. Было достигнуто соглашение, по которому граница должна была проходить по главному фарватеру. Переговоры уперлись в проблему островов у Хабаровска – Тарабарова и Большого Уссурийского – тех самых, которые Путин так ненавязчиво подарил Китаю. Определить, где должна проходить граница – по руслу реки или по протоке Казакевича - в этом пункте очень сложно, а острова, с точки зрения как китайцев, так и советских представителей, имели и имеют по сей день большое стратегическое значение. То есть Путин подарил Китаю не огороды хабаровчан – он презентовал важный стратегический пункт, за который советская делегация в 1964, уступив с легкостью большинство островов Китаю, держалась едва ли не зубами. Как бы то ни было, новый договор, даже по согласованным участкам границы, так и не был подписан: китайцы требовали внести в него пункт о том, что все предшествовавшие договоры являлись незаконными и неравноправными, и нынешний договор, хотя КНР и признает его, является также несправедливым. Разумеется, такой статьи в договоре быть не могло, и потому новый договор так и не увидел свет.

Далее последовало пять лет непрерывных провокаций и, как следствие – кровавый конфликт на Даманском. Вот как методику проведения таких провокаций описывал В.Д. Бубенин, позже первый командир группы «Альфа», а тогда – начальник погранзаставы, принимавший в событиях на Даманском активное участие:
«Обстановка такая: приходит рыбак, втыкает в снег портрет Мао на палочке, начинает долбить лунку. Объясняем: границу нарушать нельзы. Провожаем. Назавтра 20 рыбаков приходят. Сеток три, а цитатники у каждого. Размахивают, чтоб ловилось лучше. Провожаем. Привозят на границу человек пятьсот. Женщины, дети, устраивают митинг, в барабаны бьют. Грузятся на машины и к советскому берегу. Наши ребята цепью стоят. На них гонят машины, рассчитывают напугать. Не вышло, уехали. Приходят с транспарантами: цитаты на дубинах прицеплены, сверху на палках железные трубы. Наши опять стеной. Те цитаты в карман, дубины в ход. Ничего, вытеснили…»
Такое на границе повторялось регулярно. С малыми группами китайцев зачастую обходилось мирно, с большими – бывали драки. Использовали жерди, приклады автоматов, иногда – брандспойты. Не обходилось без жертв. Так, в декабре 1967 года китайцы в количестве более тысячи человек пытались демонстративно перейти границу на участке погранзаставы Сопки Кулебякины Иманского погранотряда, используя при этом автомашины, тракторы, повозки. Китайцы размахивали баграми, дубинами, усаженными гвоздями, ломами, баграми. Начальник школы сержантского состава Г.А. Складанюк был вынужден отдать приказ вытеснять толпу при помощи двух БТРов, поскольку цепочка курсантов не смогла сдержать китайцев, и отдельные бойцы или небольшие группы их оказались в окружении толпы, пытавшейся захватить их. В результате китайцы были оттеснены, пять человек, по заявлениям китайцев, погибли, попав под колеса бронетранспортеров. С советской стороны убитых не было, хотя многие курсанты получили травмы, пока им на помощь не подоспели БТРы. Что характерно, за китайцами двигались десятки корреспондентов, в том числе и иностранных, снимавших всё происходившее на пленку. Когда китайцы отошли на свой берег, оттуда заработали громкоговорители.
Такие провокации случались на границе чуть ли не ежедневно. А потом был Даманский. Но это тема, заслуживающая отдельного рассмотрения, а потому мы просто кратко опишем последствия конфликта. После гибели 58 советских и от 800 до 3000 китайских солдат и пограничников советское руководство действовало жёстко и решительно. 20 июля 1969 года, через несколько месяцев после боев на Даманском, китайцы попробовали захватить остров Киркинский, переправившись туда на лодках и плотах. По сконцентрировавшимся на острове китайцам был открыт с советского берега массированный огонь из минометов и крупнокалиберных пулеметов. Китайцы попытались укрыться в свежевырытых окопах, но минометы быстро выгнали их оттуда. Тогда китайцы бросились к своему берегу, до которого им пришлось добираться вплавь – все лодки и плоты были уничтожены минами. Китайские потери, по визуальным оценкам советских пограничников – несколько десятков погибших. Весьма вероятно, что их было больше – неизвестно, сколько утонуло при переправе назад.
13 августа 1969 года у озера Жаланашколь в Казахской ССР произошло столкновение пограничников со спецотрядом НОАК. Церемониться с ними не стали: китайский отряд был окружен и полностью уничтожен, уцелел только один человек (еще двое скончались в госпитале). Китайцы попытались выручить свой отряд, бросив в атаку резервы, но, наткнувшись на плотный огонь, китайцы отошли на свою территорию с большими потерями. Потери советской стороны в этом инциденте – два человека.
Этот бой отрезвил китайцев. Чжоу Эньлай согласился встретиться с Косыгиным, и в ходе этой встречи 11 сентября была достигнута договоренность о прекращении враждебных акций на границе и остановки войск на занятых ими в тот момент рубежах. Так сложилось, что Даманский и Киркинский острова оказались на тот момент занятыми китайцами, поскольку с 10 сентября советские пограничники получили приказ прекратить огонь. То есть де-факто оба этих острова, не имевших какого-либо стратегического значения, но, тем не менее, ставших символами противостояния на границе, остались за китайцами, хотя советская сторона вплоть до 1991 года регулярно требовала от китайцев с островов уйти. Сложно сказать, почему острова тогда фактически отдали китайцам: возможно, советское руководство хотело как можно скорее погасить конфликт, понимая, что, поскольку оба этих острова находятся на китайской стороне фарватера, отдавать их всё равно рано или поздно придется. Возможно, впрочем, что тем самым советское правительство пыталось сыграть роль пострадавшего, так как до этого отдачи территорий требовали только китайцы, а теперь дипломатия СССР получала недурной козырь в рукаве, позволявший на любую китайскую инициативу выдвинуть свою, встречную.
16 мая 1991 года в Москве было подписано «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части». В тексте было окончательно утверждено, что граница проводится по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных, плюс создавалась демаркационная комиссия. Соглашение было ратифицировано российским Верховным советом в феврале 1992 года, и с 16 марта Соглашение вступило в силу. Даманский и Киркинский отошли к Китаю официально.
Приграничный спор не был, однако, исчерпан. Кроме ряда второстепенных вопросов, остались в силе два главных: проблема островов Тарабаров и Большой Уссурийский и острова Большой на реке Аргунь. Аргунь раздваивается, огибая Большой, и потому сложно провести границу по фарватеру. В принципе Большой как раз не имел и не имеет особой ценности, потому использовался как своего рода разменная монета при спорах о судьбе двух других островов. Что же такого в этих островах - Тарабарове и Большом Уссурийском, – если в 1964 году СССР отказался отдать их Китаю, несмотря на обострение пограничной обстановки?
На карте этот район похож на своеобразный треугольник (китайцы его так и зовут – Фуюаньский треугольник). Боковые стороны треугольника – река Амур, вершина – Хабаровск, основание – протока Казакевича. До недавнего времени граница отстояла от Хабаровска (Боли по-китайски) где-то на 30 километров. Теперь она приблизилась к нему вплотную, при этом, однако, пройдя всё равно не по руслу.
Острова, кроме того, что фактически прикрывали Хабаровск от внезапного нападения и контролировали русло Амура и Уссури, отличаются удивительным природным многообразием: на них растут липа, монгольский дуб, амурский бархат, амурский виноград, водяной орех, лотос Комарова. Живут на островах орлан-белохвост, скопа, мягкокожистая черепаха, дальневосточный аист, мандаринка – все они занесены в Красную Книгу. В водах островов водится около 60 видов рыб, что редкость даже на Дальнем Востоке.
Итак, Путин отдал острова китайцам. При этом мало того, что российская дипломатия потерпела сокрушительное поражение – Китай великодушно уступил России российский же остров Большой, получив в итоге то, чего и добивался; но еще и граница по-прежнему проходит не по руслу рек, то есть китайцы в любой момент имеют возможность развязать новый пограничный конфликт, мотивируя это более общими документами, согласно которым граница должна проходить по руслу. Более того: китайцы не раз пытались засыпать протоку Казакевича с целью изменить водный режим в «треугольнике». На этом фоне заявления, подобные высказываниям таинственных «экспертов», о том, что острова-де всё равно рано или поздно отойдут Китаю из-за обмеления протоки Казакевича, и что никаких огородов и домов отдыха на островах, отданных Китаю, нет (разумеется, нет; они остались на российской территории, и на их месте теперь будет проходить погранзона), представляются стремлением выдать нужду за добродетель. К тому же торопиться нам было некуда: следующее обострение обстановки на границе ожидалось не ранее, чем Китай решит тайваньскую проблему.
Когда смотришь на все эти хитроумные китайские махинации, невольно возникает вопрос: зачем столько трудов ради каких-то клочков земли? Ведь и на Даманском, и на Киркинском так никто и не поселился с тех пор, так стоило ли ломать столько копий?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать китайскую психологию. Китайцы – не европейцы, мыслят они совершенно иными критериями. Все эти мелкие щипки на границе – проверка северного соседа на готовность применить силу. Китайское общество с 1954 года живет в постоянном ожидании войны с северным соседом, и все пограничные споры поддерживают в нем это напряжение. Наступивший у нас период тотальной дружбы с Китаем отнюдь не сопровождается аналогичными явлениями с другой стороны. Любой пришедший в музей в Пекине может полюбоваться на захваченный китайцами во время боев на Даманском танк № 545. На самом острове создан музей, повествующий о «доблести» и «героизме» бойцов НОАК во время боев за Даманский. Иностранцев туда не пускают, так что остается только догадываться, что рассказывают китайским школьникам, которые и так каждый день видят в своих учебниках «утраченные китайские территории».
Когда-то Наполеон предрек миру великие беды, если «Китай проснется». Он проснулся. И если раньше наша дальневосточная граница была на замке, то теперь российские власти этот замок с каким-то маниакальным упорством вскрывают, продавая Китаю не только оружие, но и военные технологии. Впервые эту горькую чашу мы испили на Даманском, когда оказалось, что из многих образцов вооружения, захваченных у китайцев, несколько автоматов и карабинов было изготовлено в СССР. Советские власти учли урок. Российские, похоже, напрочь его забыли. Дело в том, что недостаточно просто получить любое, пусть даже новейшее оружие: без отсутствия специальных технологий, без знания о том, какими путями пришла инженерная мысль к созданию данного образца, невозможно создать собственное оружие. Хрупкий баланс на границе поддерживался, с одной стороны, большими массами слабовооруженных китайцев, а с другой – мощным оружием советских дивизий. Баланс рухнул – поставки технологий в Китай означают, что отныне китайская наука находится на передовом уровне в изучении и создании новейшего оружия.
Китайцы пока ждут. У них есть такая возможность, да и традиция такая тоже есть – китайское руководство мыслит категориями не лет и десятилетий, а полувека и века. Если есть возможность получить результат молниеносно, но при этом рискнуть, или подождать, но добиться своего гарантированно – китайцы выберут второй путь. Никуда не торопиться. Подождать, пока Россия ослабнет. Пока просторы Сибири не будут заселены китайцами. А уже потом предъявить новые требования, от которых Россия уже не сможет отказаться.
Надо понять, что китайцы до сих пор полагают себя столпами вселенной, а на европейцев, знающих китайский язык, смотрят как на говорящих обезьян. Китай сейчас переживает эпоху, аналогичную «Революции Мэйдзи» в Японии – брать у европейцев самое лучшее и современное, приспосабливая это потом к собственным нормам. Китайцы могут сколь угодно много заявлять о своем миролюбии; как только это миролюбие станет им не нужно, они его отбросят без сожаления.
Китай понимает только силу, любую уступку он воспринимает как слабость. И в этих условиях отдача Китаю островов – непростительная ошибка, могущая повлечь за собой серьезнейшие последствия.


Еще материалы на тему:

Для существования любого организованного общества необходима определенная территория. Причем безопасность и функционирование этих земель должны регулироваться государственными актами. Но этого, как показывает история, явно недостаточно. Безопасность и целостность страны можно обеспечить только в том случае, если ее границы будут четко определены и признаны представителями всего мирового сообщества. Именно поэтому территориальные споры остаются одним из самых важных вопросов внешней политики каждого государства.

Не являются исключением и такие великие державы, как Россия и Китай. Изначально между ними лежали огромные по своей протяженности пустынные или малозаселенные территории. Северным рубежом Поднебесной была На сегодняшний день она стоит далеко от нынешней границы. Причем расстояние составляет более тысячи километров. Конечно, это было очень давно. Тогда китайцы не могли даже подумать о том, что река Амур на карте станет линией водораздела между их государством и Россией. Ведь в те времена данные территории были родиной воинственных маньчжуров. А этот народ был этнически далек от ханьцев - коренных китайцев.

Самая протяженная граница в мире

История внесла свои коррективы, и на сегодняшний день мы можем констатировать то, что Россия и Китай - это две империи, вступившие в двадцатый век как две соседние страны. Официальная граница между ними существует уже более ста тридцати лет. В 1860 г. состоялось подписание Пекинского договора, в котором «отныне и навек» был зафиксирован рубеж двух государств.

Россия и Китай - два государства, протяженность границы которых самая большая в мире. Это линия в десять тысяч километров. Начинается она от точки рубежей России, Китая и Афганистана и заканчивается пунктом соседствования России, Китая и Кореи.

Демаркация границ

Договоренности Пекинского соглашения 19-го века в наши дни подверглись некоторым изменениям. Их пересмотрели, то есть провели демаркацию границ. Данный термин означает уточнение существующих рубежей двух государств. Причиной тому могут быть изменения русла рек, почвенного слоя и т. д. Однако демаркация российско-китайской границы произошла из-за ревизии и пересмотра уже существующей линии раздела.

Проведение данных работ только отчасти было вызвано природными явлениями. Так, за 130 лет, прошедших с момента подписания Пекинского договора, изменила свое русло река Туманная. Она стала нести свои воды по Кроме того, выявились документальные неточности в закреплении пограничных знаков как одного, так и второго государства.

Восточная часть границы

Рубежи, которые имеют между собой Россия и Китай, разделены на две зоны. Восточная часть государственной границы начинается от линии их соседства с Монголией. Протяженность данных рубежей составляет более четырех тысяч километров.

Несмотря на Пекинские договоренности 1860 г., пограничный вопрос двумя странами поднимался не один раз. Линии раздела между Китаем и Россией неоднократно передвигалась местными властями и населением обоих государств. Именно поэтому возникла необходимость в восстановлении рубежей так, как они были закреплены при подписании различных договоренностей.

История соседствования

Практически по всей своей протяженности восточная граница между двумя великими державами проходила и проходит на сегодняшний день там, где расположена река Амур на карте, а также где текут реки Аргунь и Уссури. Однако вплоть до 1992 г. эта линия раздела не была демаркирована соответствующим образом. До 1931 г. пограничные реки имели свободный режим судоходства. По их руслам свободно перемещались водные средства обоих государств. Кроме того, незаселенные многочисленные речные острова находились практически в совместном владении.


Все изменилось после начала японской агрессии, направленной против Китая, а также после создания марионеточного государства Маньчжоу-Го. Для Советского Союза это было явной угрозой безопасности. Именно поэтому нашему государству пришлось установить строгий контроль над речной территорией. Вначале данное решение не вызывало никаких возражений со стороны Китая. Но с 60-х годов прошлого века между нашими странами стала нарастать напряженность. Именно поэтому советский контроль над водными территориями пограничных рек стал главным источником инцидентов.

Спорные территории

В ходе переговоров между СССР и Китаем долгое время обсуждались вопросы суверенитета нескольких участков. Первыми из них являлись две территории в Читинской области. Это достаточно большой остров, расположенный на реке Аргунь, находящийся в сорока километрах на юго-восток от города Забайкальска. Его значение для России огромно. Остров связывает нашу страну с Китаем и Монголией. Кроме того, данный участок является главным источником питьевой воды для населения города Краснокаменска, на территории которого производилось практически 90 процентов урана.

Вторым спорным участком, расположенным в является остров Менкесели. Он стал предметом разногласий после того, как Аргунь изменила свое течение, повернув русло на 5 км к северу.

Также споры между Россией и Китаем велись по поводу двух участков в Хабаровском крае. Первый из них - остров Большой Уссурийский. Территория находится непосредственно возле Хабаровска - самого большого города России на Дальнем Востоке.

Вызывал споры и остров Тарабарова. Он находится неподалеку от Хабаровска. Этот остров имеет значительную площадь. Кроме того, вокруг него располагается большое количество других островков и островов. Многие из них находятся там, где впадает в Амур. Остров Тарабарова получил свое название более ста лет назад. Тогда, в 1912 г., на его территории поселился со своей семьей и завел там хозяйство трудолюбивый крестьянин. Звали его Сергей Максимович Тарабаров. Официально остров закрепили за Советским Союзом в 1929 г. Между городом и ним располагается Большой Уссурийский.

Источником пограничных инцидентов служат также три территории в Приморском районе. Это участок:

  • недалеко от озера Ханка;
  • Р-образного вида рядом с Полтавкой.

Третья территория представляет собой две небольшие полоски земли, находящиеся севернее озера Хасан.

Все перечисленные выше зоны важны для России в экономическом плане. Именно поэтому они первоначально находились под ее непосредственным контролем. Кроме того, остров Тарабарова и значительные территории Большого Уссурийского расположены в непосредственной близости от Хабаровска, а следовательно, являются его защитой в случае вооруженного нападения.

Принятие окончательных решений

В 1991 году между КНР и РФ были подписаны соглашения, окончательно оформляющие восточный участок границы. И уже год спустя на этой территории начали производиться демаркационные работы. В итоге граница между двумя великими державами стала четко обозначенной на местности. Все работы были проведены с участием специально созданной демаркационной комиссии, в которой находились представители обоих государств.

Впервые в истории от рубежей с Монголией до р. Туманной было проставлено 1184 пограничных столба. Расстояние между ними составляет 1,5-3 км, а в ряде мест со сложным рельефом - 300-500 м. Кроме того, было прорублено несколько сотен километров просек, а также демонтировано большое количество устаревших инженерных сооружений. Затронули демаркационные работы и речные территории. На пограничных участках Амура и Уссури был проведен большой объем гидрографических измерений, а на экватории озера Ханка установили буи.


Демаркационные работы оказались не только трудоемким, но и весьма сложным процессом. Так, местные российские жители острова Китая, находящиеся на границе, считали исконно русской территорией. Ведь эти земли они использовали для своих хозяйственных целей. Тем не менее все работы были проведены согласно подписанным между двумя странами договоренностям. Успешное решение вопросов стало большим вкладом в укрепление дружбы между Россией и Китаем, а также усилением стабильности в регионе.

Завершение демаркации

Важное событие в истории отношений между Россией и Китаем произошло осенью 2004 г. 14 октября в Пекине состоялось подписание еще одного соглашения о прохождении восточных рубежей. Оно стало окончанием территориальных споров между двумя странами.


Согласно подписанному договору, остров Тарабарова и часть острова Большого Уссурийского отошли Китаю.

История спорного вопроса

То, кому принадлежит остров Тарабарова и часть Большого Уссурийского, Россия и Китай не могли решить с 1964 г. Именно тогда начался территориальный спор между двумя великими державами, который так и не был до конца разрешен.

Для того чтобы получить как один, так и второй речной остров, китайцы начали против СССР ирригационную войну. Она заключалась в регулярном затоплении в протоке Казакевичева барж с песком. Целью таких работ было направление протоки на острова и ее соединение с китайским берегом. В таком случае острова Большой Уссурийский и Тарабарова автоматически бы оказались на территории Поднебесной. Но затея эта была провалена, так как россияне постоянно углубляли дно Амура и укрепляли его берега. И только соглашение 2004 г. положило конец длительной ирригационной войне.

Что досталось Китаю?

Согласно подписанным договоренностям, Россия передала соседнему государству остров Тарабарова. Отдали Китаю и западную часть Большого Уссурийского (его поделили примерно поровну). На сегодняшний день данные территории - это провинция Хэйлунцзян.


Как же проходит нынешняя граница? После того как часть Большого Уссурийского, а также остров Тарабаров отдан Китаю, рубеж между двумя странами стал проходить по прибрежной части Хабаровска. Причем дачи местных жителей, расположенные на Большом Уссурийском, остались на российской стороне. Остальная часть досталась китайцам. Всего Россия отдала соседнему государству 337 квадратных километров своих площадей.

Что изменилось после передачи территории?

На сегодняшний день о. Тарабарова и часть Большого Уссурийского - это острова Китая. Соседнее государство стало ближе к Хабаровску сразу на пятьдесят километров. Ранее Большой Уссурийский защищал Россию от военного нападения. На его территории находился укрепрайон. На сегодняшний день военные оставили все инженерные сооружения и переместились на новую заставу.


Главной достопримечательностью Большого Уссурийского является православная часовня, возведенная в честь Святого Виктора. Китайцы с пониманием отнеслись к нашей религиозной святыне и отнесли линию границы подальше от храма.

Сегодня территории, отданные Россией, согласно договору от 2004 г., - это провинция Хэйлунцзян уезда Фуюань. Русские острова Тарабарова и Большой Уссурийский - о. Иньпундао и о. Хэйсянцзыдао.

С юга в северном направлении на этих землях уже построена главная магистраль. Вдоль ее западной стороны идет активное строительство «Самой восточной пагоды». Это многоэтажная башня, достигающая высоты 81 м, имеющая квадратную форму. Ее архитектура выполнена в стиле династий Тань и Хань. Пагода, которая встанет как раз напротив часовни святого Виктора, выступит ярким символом территории, полученной Китаем. Башня настолько высока, что увидеть ее можно и из российского поселка, находящегося в пойме Амура.

Стоит сказать и о том, что изменила свое географическое положение самая восточная точка Китая. Ранее она находилась в поселке Усу, а сейчас переместилась на остров Хэйсянцзы. В результате китайцы стали встречать восходящее солнце на пятьдесят восемь секунд раньше.


Острова активно посещают туристы обеих стран. Например, в 2015 г. количество путешественников составило около полумиллиона.

Природные ресурсы переданных территорий

Остров Тарабарова, как и Большой Уссурийский, имеет богатые земли. До семидесяти процентов их площадей могут быть использованы в качестве пастбищ, сенокосов и пашен. Кроме того, на островах обитают пушные звери, а также копытные животные и водоплавающая дичь. Есть на этих землях виды, которые занесены в Красные книги СССР, России и Международного союза. В их список входят: японский и черный журавли, черные аисты, сухонос, мандаринка, кожистая дальневосточная черепаха и т. д.

Пойменные озера, а также воды реки Амур и его протоков богаты рыбой. Встречаются здесь и охраняемые виды. Это и черный амур. Вокруг островов совершает свои миграционные перемещения осенняя кета и миног.

Да, Китаю переданы богатые земли. Однако российская сторона полагает, что в экономическом плане она не понесла значительных потерь. Наша страна имеет большие планы. Они предполагают создание на этих территориях совместной российско-китайской торговой зоны. Это позволит предоставить нормальные условия для осуществления товарооборота между провинцией Хэйлунцзян и Хабаровским краем. И на сегодняшний день в федеральном бюджете уже начало закладываться финансирование, необходимое для строительства моста из Хабаровска на остров Хэйсянцзы.