Российско-китайская граница. Спорный остров. Тарабарова больше нет на карте, он теперь Иньлундао. Остров Тарабаров отдан Китаю. Демаркация российско-китайской границы

Российско-китайская граница - современная государственная граница между РФ и КНР . Современные очертания приобрела после окончательной демаркации в 2005 году (с территориальными уступками в пользу Китая). Современная протяжённость - 4209,3 км, в том числе 650,3 км сухопутной, 3489,0 км речной и 70,0 км озёрной. (для сравнения длина российско-казахстанской границы - 7 512,8 км). Распадается на два участка - длинный восточный и короткий западный (около 50 км). Между ними находится Монголия , ограниченная Россией на севере и Китаем на юге. Российско-китайская граница имеет как речные (проходит по фарватеру рек Аргунь , Амур и Уссури), так и сухопутные участки.

История

Сама граница, как и российско-китайские отношения , имеет давнюю и довольно конфликтную историю, которая началась с покорения Сибири . Советско-китайская граница в ХХ веке и особенно российско-китайская граница конца ХIХ - нач. ХХ вв. были значительно более протяжёнными, так как в состав Китайской империи тогда входила Монголия, а в состав Российской - Средняя Азия. Территориально-политическая экспансия России, а также и Китая, не раз становились поводом для взаимных территориальных претензий:

Основной современной проблемой является нелегальная трудовая миграция китайских граждан, контрабанда и нелегальный промысел граждан Китая на территории России, а также активное строительство, которое китайская сторона ведёт на южном берегу реки Амур, заболачивая более низменный российский берег.

По приглашению президента РФ В.В.Путина с 26 по 28 мая 2003 года Россию с государственным визитом посетил председатель КНР Ху Цзиньтао. По итогам визита была принята Совместная декларация, в которой говорилось: «Стороны подтверждают, что в кратчайшие сроки достигнут окончательного урегулирования доставшихся в наследство от истории пограничных вопросов между двумя странами на основе принципов справедливости и равенства, взаимного понимания и взаимной уступчивости, в целях укрепления спокойствия и стабильности в районе российско-китайской границы и обеспечения экономических интересов приграничного населения обеих стран».

ВКонтакте Facebook Одноклассники

В Республике Алтай прошла совместная проверка и демаркация российско-китайской границы

Китай и Россия разошлись во мнениях, где должен пролегать западный участок их совместной границы. И хотя спор идет о микроскопической по меркам обеих стран территории — всего 17 га земли в Горном Алтае — он вновь напомнил о почти полувековом остром противостоянии между двумя соседями по территориальному вопросу, которое в 1969 году даже вылилось в кровопролитный вооруженный конфликт за остров Даманский. И, к сожалению, в этом споре вновь отчетливо проявилось, насколько Китай окреп за последние десятилетия, а Россия на его фоне, наоборот, резко сдала.

С 26 июля по 4 августа в Республике Алтай Российской Федерации совместной российско-китайской комиссией проводилась проверка и демаркация западной части российско-китайской государственной границы. И, как признала пресс-служба правительства РА, в процессе демаркации между сторонами возникли разногласия. Китайская делегация настаивала на смещении линии прохождения границы вглубь России, в результате чего площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 га. Российская сторона в ответ заявила, что китайские претензии противоречат положению «О российско-китайской комиссии по проведению первой совместной проверки линии государственной границы между РФ и КНР» (от 11 ноября 2011 года). Вследствие возникших разногласий запланированные работы так и не были выполнены. В итоге стороны ограничились подписанием протокола, в соответствии с которым условились обсудить возникшие разногласия на очередном заседании российско-китайской комиссии, которое должно вскоре пройти в Горно-Алтайске.

По территории Республики Алтай проходит 850-километровая граница России с тремя иностранными государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. При этом протяженность российско-китайской границы в регионе — всего 55 км. И вот из-за этой горной (высота 2500 — 3000 метров) труднодоступной территории, не оборудованной пунктами пропуска, на которой — во всяком случае, пока — не ведется, по сути, никакой хозяйственной деятельности, и возник спор. И что-то подсказывает, что Россия, в конце концов, пойдет на уступки — лишь бы не омрачать отношения с мощным соседом.

Территориальная проблема в отношениях между нашими странами обострилась с 60-х гг. прошлого века. После смерти Сталина китайское руководство во главе с Мао Дзедуном уже не смотрело на СССР как на «старшего брата», которому простительно фактически в одностороннем порядке определять линию границы и обустраивать пограничные рубежи. К тому же, напомним, в 1964 году Китай вошел в избранный круг ядерных держав. Почувствовав силу, китайское руководство перестало делать скидки «советским ревизионистам» и предъявило Москве территориальные претензии на 1540 тысяч квадратных километров. Вот что писал о территориальной проблеме, существовавшей между двумя странами, один из непосредственных участников советско-китайских переговоров по этому вопросу Юрий Галенович:

«Русские познакомились с китайцами около 400 лет тому назад. Они встретились на дальневосточных просторах. Их государства оказались самыми большими соседями в этом регионе. Вопрос о согласовании границы между ними потребовал много времени и усилий. К началу XX века стороны подписали несколько договоров о границе. Это была самая длинная в мире сухопутная граница. Она шла от Памирских гор до Тихого океана.

За четыре столетия взаимоотношений между русскими и китайцами никогда не было широкомасштабных войн. В то же время отношения время от времени осложнялись и обострялись.

В первые два десятилетия XX века каждая из стран была главным образом занята своими внутренними делами; во всяком случае, двусторонние отношения тогда не выходили на первый план. В 20-х гг. наша страна была единственной, помогавшей Китаю в деле его объединения в единое государство. В 30-40-х гг. наши страны были на одной стороне во время Второй мировой войны. В 50-х гг. отношения СССР и КНР были официально отношениями союзников в противостоянии потенциальным агрессорам; одновременно наши люди, работавшие в Китае, вкладывали свой труд и душу в создание оборонного и экономического потенциала соседней страны; торговые отношения того времени приносили пользу обеим странам; на мировой арене каждой из сторон помогал характер официальных межгосударственных отношений между ними дружественный и добрососедский.

Четверть века наших отношений — 1960-1985 гг. — это глухие годы. Стороны по большей части либо не могли, либо не желали слышать тогда друг друга; каждая говорила о своем, отстаивала свою позицию. Это было время конфронтации и ненормальных дипломатических отношений. Оно характеризовалось обострениями, после каждого из которых стороны вступали в переговоры или консультации.

Так было трижды. В 1964 году китайская сторона обострила обстановку на границе, а затем, пойдя на консультации, выдвинула к нам ряд исторических территориальных претензий, потребовала признать договоры о границе неравноправными. Мао Цзэдун заговорил о еще не предъявленном нам счете «по реестру» якобы отторгнутых у Китая земель площадью более полутора миллионов квадратных километров.

В 1969 году китайская сторона начала применять оружие в столкновениях на границе, а затем потребовала от нас вывести войска из всех районов, которые она полагала спорными.

В 1979 году китайская сторона выступила с призывом создать всемирный единый фронт борьбы против СССР, прекратила действие Договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между нами, а затем в ходе переговоров выдвинула требования вывести наши войска из Монгольской Народной Республики, прекратить сотрудничество с Вьетнамом, а также в одностороннем порядке сократить наши вооруженные силы в районах, прилегающих к нашей границе с Китаем.

Мне довелось трижды быть свидетелем и участником советско-китайских консультаций и переговоров: в 1964 г. и 1969-1970 гг. в Пекине, а в 1979 г. в Москве. Каждый раз обе стороны были вынуждены своими национальными интересами и самим ходом и состоянием развития двусторонних отношений идти на такие встречи и обмениваться мнениями».

«В 1979 году, — продолжает Галенович, — а к тому времени Мао Цзэдун уже умер, но его заменил Дэн Сяопин, верный последователь Мао Цзэдуна в этой политике, — в Пекине решили ликвидировать последнюю, пусть формальную, договорно-правовую основу двусторонних отношений и не продлили срок действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, заключенного СССР и КНР в 1950 году. Одновременно Дэн Сяопин выдвинул призыв к созданию всемирного единого фронта борьбы против нашей страны, которую он хотел бы поставить в положение изгоя. В этот единый фронт Дэн Сяопин желал бы включить Китайскую Народную Республику, Соединенные Штаты Америки, Японию, страны Западной Европы и развивающиеся государства всего мира. Дэн Сяопин и его последователи тогда относились к нашей стране как к своему главному врагу.

В 1966 году, еще при правлении Мао Цзэдуна, в Пекине на стенах домов появился лозунг: «СССР — наш враг!» В 1980-х гг. при власти Дэн Сяопина в КНР был популярен призыв: «Вернем наши горы и реки!».

В 1990-х гг. Пекин продолжал требовать одностороннего ослабления российских вооруженных сил в районах, прилегающих к русско-китайской границе. В КНР подрастающие поколения продолжали и продолжают обучать в том духе, что Россия — «агрессор», который «несправедливо» «вгрызся» в китайские земли; воспитывается отношение к России как к врагу и «национальному должнику Китая». Вопрос о территориях и о границе в КНР продолжают считать нерешенным.

Никто в КНР и в правящей партии КПК не дезавуировал высказываний Мао Цзэдуна относительно претензий на полтора миллиона квадратных километров российских земель. Дэн Сяопин и его последователи хотели бы поставить нашу нацию в положение вечного виноватого перед ханьцами. В Пекине продолжали видеть в нас врага, который в конечном счете должен признать «историческую несправедливость», совершенную им в отношении Китая, признать «историческую принадлежность» миллионов квадратных километров нашей земли Китаю.

Россия во второй половине XX века занимала, по сути дела, одну и ту же позицию: у нее нет и не было чужой земли; она свою землю не отдаст (я горжусь тем, что мне довелось вместе с товарищами по делегациям защищать на консультациях и переговорах национальные интересы русских, России). Пока Пекин не поймет этого, не будет основы для прочных мирных стабильных добрососедских отношений между нашими странами. Россия, ее люди готовы защищать свою землю всеми доступными им средствами.

Что же такое были двусторонние переговоры и консультации в 60 — 70-х годах XX века? Это были поиски надежды глухой ночной порой. В те годы были разорваны почти все нити, связывавшие обе страны. Из столиц обеих стран уехали послы. Мао Цзэдун довел дело до стрельбы, до применения оружия пограничниками и армией с обеих сторон.

И все же разрыв или полуразрыв в отношениях, время конфронтации продолжались всего четверть века или около того. Такой период оказался пока почти единственным во всей четырехсотлетней истории взаимоотношений русских и китайцев. (Между 1918 и 1932 гг. стороны дважды на несколько лет прерывали дипломатические отношения, но затем восстанавливали их.) В то же время в 50-х гг. у нас не только были широкие связи, но наши отношения официально определялись Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи. После периода конфронтации мы в 90-х гг. снова развернули широкие связи, говорим о взаимном доверии, о стратегическом партнерстве, обращенном в XXI век.

Вполне очевидно, что период конфронтации в наших отношениях — это временная размолвка. Но и при размолвке все-таки был обмен репликами. И он очень важен. В нем проявлялось и нечто сокровенное, обычно таящееся в глубине души. В частности, благодаря этому люди с обеих сторон могли лучше узнать друг друга» .

К 1991 году в результате длившихся с 1969 года переговоров по территориальной проблеме сторонам, наконец, удалось прийти к компромиссу. Ключом к нему стала уступка с нашей стороны — СССР на своем излете согласился на прохождение границы с Китаем по фарватеру Амура и Уссури. В результате 90% восточной части границы с Китаем были согласованы и 16 мая 1991 года в Москве представители СССР и КНР подписали соглашение о границе, которое было подтверждено в 1996 году договором между РФ и КНР.

Уступка Москвы стоила ей, конечно, не полутора тысяч квадратных километров (на чем настаивал Мао Дзэдун), но тоже очень многих территориальных потерь. Самой обидной из них, наверно, является остров Даманский, из-за которого в 1969 году пролилась кровь и который, тем не менее, отошел к Китаю. А самой чувствительной потерей для России явилась, очевидно, передача Китаю в 2005 году 174 квадратных километров территорий близ Хабаровска. И дело даже не в огромности данной территории, а в исключительном ее военно-стратегическом значении. Ведь Китаю отошла часть острова Большой Уссурийский, где ранее располагался важный укрепрайон нашей армии, и часть острова Тарабаров, где ранее пролегала траектория взлета боевых самолетов 11-й российской армии ВВС и ПВО, которая дислоцируется в Хабаровске.

Но Россия, дряхлеющая на фоне стремительно растущего Китая, была вынуждена была пойти на эти уступки. Со своей стороны, Китай отказался от претензий на всю территорию этих островов и согласился с тем, что Россия отдаст ему лишь половину этих территорий. Таким образом, граница не оказалась у самого порога Хабаровска.

Судя по всему, аналогичным образом завершится и нынешний территориальный спор между двумя странами — по поводу 55-километрового участка совместной границы в Горном Алтае. Ведь по-иному вести переговоры с Китаем Россия сейчас просто не в состоянии.

Ровно 158 лет назад в городе Айгуне был подписан российско-китайский договор, навсегда определивший российский суверенитет над левобережьем Амура. Статья 1 договора постановляла: «Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению, до р. Усури, владением Дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении Дайцинского и Российского государств».

С самого начала политическая и правовая судьба этого договора была сложной. Вскоре после своего подписания Айгуньский договор оказался под угрозой односторонней китайской денонсации. Его противники в стане цинских чиновников развернули острую критику на том основании, что подписавший договор хэйлунцзянский цзянцзюнь И Шань якобы нарушил распоряжение императора о «строгом соблюдении старого (Нерчинского) договора». Определенную путаницу вносила неполная адекватность русского и китайского альтернатов текста. На этом основании, например, в начале XX в. приграничные китайские власти стали требовать свободного прохода для своих судов по нижнему Амуру вплоть до Охотского моря. Потенциальную конфликтную угрозу таили в себе и юридически нечеткие характеристики пункта, касавшегося цинских подданных в районе так называемого «Зазейского клина».


Вместе с тем значимость Айгуньского договора определяется не только его делимитационной статьей. Одновременно с этим разрешались приграничная торговля между жителями двух берегов, а также свободное плавание по Амуру судов соседних государств, без чего эта торговля была бы невозможной. И хотя за 158 лет отношения между нашими странами иногда замораживались и даже прерывались, данная статья Айгуньского договора (разумеется, подкрепленная и оптимизированная большим сводом дополняющих и уточняющих положений) успешно действует и поныне. В 2014 г. объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией составил 21,4, а России с КНР – 95 млрд. долларов США. Устойчиво растут взаимные инвестиции, происходит стремительная диверсификация форм и методов торгово-экономических связей – от экспорта нефти по трубопроводу через Амур до различных форм «народной торговли».


Российско-китайская граница формировалась более 300 лет. Почему так долго и мучительно!?

Во-первых , современная российско-китайская граница – одна из самых протяженных участков границ России с другими странами. Она состоит из двух участков: западного (небольшой участок границы – 55 км – между Республикой Алтай и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР) и восточного (значительно более протяженный участок в 4325 км, на котором китайские провинции Цзилинь, Хэйлунцзян и автономный район Внутренняя Монголия граничат с такими субъектами Российской Федерации как Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Забайкальский край).

Во-вторых , современная китайская официальная наука практически все договоры, заключенные до 1949 г. (кроме Нерчинского договора 1689 г. и Кяхтинского трактата 1727 г.), относит к неравноправным договорам – прежде всего Айгуньский договор 1858 г., Тяньцзиньский договор 1858 г., Пекинский договор 1860 г. и Цицикарский договорной акт 1911 г. В понимании китайской историографии неравноправный договор – это договор, навязанный путем дипломатического шантажа, военной силы и другими способами, которые вынудили Китай подписать его. Неравноправный договор нарушает и ущемляет права и интересы Китая. В трактовке российских историков старые договоры могли включать лишь отдельные неравноправные статьи (например, об экстерриториальном статусе, концессиях и др.).

В-третьих , на ряде важных участков (например, на р. Амур) до 1991 г. никогда не проводились полноценные демаркационные работы. В Айгуньском и Пекинском договорах была зафиксирована лишь общая линия делимитации. Китайским представителем великим князем Гуном так и не была подписана карта-приложение к Пекинскому договору, содержащая нанесенное российскими дипломатами обозначение линии границы по китайскому берегу (см. карту).


В 1907 г. остров Прищепков (Нижнепроточный) рядом с хутором Игнатьевским был признан китайским, а остров Беляев, расположенный в девяти верстах выше станицы Верхнеблаговещенской, – российским.

В декабре 1907 г. начались споры об островах Сычевский и Поперечный, которые были обусловлены изменением фарватера в данном районе. С 1911 г. по 1914 г. тянулось дело о принадлежности более мелких островов того же архипелага, но было решено в пользу России.

В 1911 г. был определен суверенитет Китая над островом напротив деревни Нововоскресеновки. В то же время дело о принадлежности архипелага близ хутора Константиновского было решено в пользу России.


Много споров вызывала проблема принадлежности островов Большой Уссурийский и Тарабаров общей площадью 350 кв. км в месте впадения р. Уссури в Амур. Россия сразу же установила контроль над этой лежащей на подступах к Хабаровке стратегически важной местностью. В итоге так и не было осуществлено полного юридического урегулирования проблемы государственной принадлежности островов на Амуре. Из-за последующих событий проведение демаркации и определение фарватера, которые предлагал пограничный комиссар Амурской области Н.А. Спешнев в 1915 г., затянулись до 1991 г.

Таким образом, все спорные пограничные вопросы решались путем поиска взаимоприемлемых компромиссов. Можно сказать, что к 20-м гг. XX в. русско-китайская граница исторически организовалась как итог сложных процессов территориального сближения и территориального разграничения двух государств. Недостатки, существовавшие в договорных документах либо допущенные при демаркации и редемаркации границы, тем не менее не давали оснований сомневаться в договорно-правовой основе границы между Россией и Китаем.

После Октябрьской революции 1917 г. советское правительство предложило Китаю установить дружественные отношения на равноправной основе, аннулировать неравноправные договоры. Но под давлением стран Антанты пекинское правительство прервало переговоры и в марте 1918 г. отозвало своего посланника. Русско-китайская граница была закрыта. Лишь в 1924 г. возобновились контакты между СССР и Китаем. Также было заключено Соглашение между правительством СССР и правительством трех автономных восточных провинций о КВЖД, судоходстве, передемаркации границы.

В дальнейшем на протяжении долгого времени по различным причинам между Россией и Китаем не было договоренностей, все переговоры были приостановлены. Из-за конфликта в 1929 г. на КВЖД дипломатические отношения были прерваны и возобновлены лишь в 1932 г.

В 1935-1936 гг. японо-маньчжурские войска не раз нарушали российско-китайскую границу в разных районах. В оправдание этих действий правительство Японии заявило, что правительство Маньчжоу-Го не признает Цицикарский договорный акт ввиду того, что он не был ратифицирован, хотя в действительности его вступление в силу было подтверждено путем обмена нотами.

С провозглашением в 1949 г. КНР начался новый этап в истории Китая. Тот факт, что историко-правовая основа существующей советско-китайской границы является бесспорной, был зафиксирован в Договоре о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, подписанном 14 февраля 1950 г. Китайское правительство вплоть до 1960-х гг. не предъявляло территориальных претензий к СССР, не выдвигало никаких предложений об изменении существовавшей линии границы.

Согласившись в 1964 г. с возможностью проведения границы по главному фарватеру пограничных рек и отказавшись на переговорах 1987-1991 гг. от правовой основы проведения делимитации российско-китайской границы в соответствии с Пекинским договором 1860 г. с приложенной к нему картой, где красная черта проведена по береговой линии с китайской стороны, советская дипломатия сама лишила себя главного аргумента на переговорах, по сути дела «загнала себя в угол» на всех последующих переговорах о границе, что и привело к утрате 337 км² российской территории только в районе Хабаровска. Таким образом передача российских островов в XX и XXI веке Китаю является фактически односторонней уступкой со стороны СССР и Российской Федерации.

Советско-китайские отношения в период между пограничными переговорами 1969-1978 гг. и 1987-1991 гг. были сложными и неоднозначными. Но в середине 80-х гг. XX в. конфронтация на международном уровне миновала. Для пограничных переговоров переломный момент наступил после выступления М.С. Горбачева во Владивостоке в 1986 г. В итоге была достигнута договоренность о возобновлении переговоров вокруг территориальной проблемы – самого болезненного для обеих стран вопроса.

Наконец, 16 мая 1991 г. в Москве было подписано Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе в ее восточной части. Соглашение впервые создавало возможность после завершения демаркационных работ иметь полностью демаркированную и законодательно установленную границу. С 16 марта 1992 г. Соглашение вступило в законную силу. На переговорах 1987-1991 гг. стороны условились продолжить переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии границы на двух участках – близ островов Большой Уссурийский и Тарабаров у Хабаровска, а также у острова Большой в верховьях р. Аргунь.


В период 1992-1997 гг. на восточном участке было установлено 1184 знака. Значительно увеличилась частота установки пограничных знаков – с 80-100 км в конце XX в. до 1-3 км (а на отдельных участках до 300 м).

По вопросам прохождения линии границы на ее западной части у сторон не было расхождений. Были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Монголии об определении точек стыков государственных границ трех государств от 27 января 1994 г.и Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе в ее западной части от 3 сентября 1994 г. Соглашение от 3 сентября 1994 г. было ратифицировано в 1995 г.


Соглашение от 3 сентября 1994 г. явилось первым договорным документом с полным описанием прохождения границы на западном участке. Оно завершило юридическое оформление границы России и Китая на восточном (с двумя «окнами») и западном участках.

Работы по демаркации российско-китайской границы продолжались в течение 8 лет и в 1999 г. были практически завершены. Однако нельзя говорить, что пограничная проблема решена полностью, поскольку остались два спорных недемаркированных участка: островной массив Абагай-туй на р. Аргунь (остров Большой) и о-ва Тарабаров и Большой Уссурийский на р. Амур около Хабаровска. До окончания демаркации эти территории по взаимному согласованию сторон де-факто остаются под российским контролем. При характеристике данной проблемы употребляется слово «несогласованные», а не «спорные» территории, чтобы подчеркнуть отсутствие коренных разногласий.


В июле 2001 г. подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в ходе визита в Москву Председателя КНР Цзян Цзэминя. В 6-й статье договора закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Относительно двух небольших участков границы с неурегулированным статусом стороны сохраняют статус-кво, с намерением продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодного компромисса. Принципиально важно, что впервые в международно-договорном порядке фиксируется отсутствие территориальных претензий сторон друг к другу.

14 октября 2004 г. в ходе визита в КНР Президента России В. Путина было подписано Дополнительное Соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в ее восточной части. В результате фактически завершено разграничение линии границы между Россией и Китаем.


Согласно Дополнительному Соглашению произошла передача участка земли в районе острова Большой (верховья р. Аргунь) и двух участков в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. В мае 2005 г. Дополнительное Соглашение было ратифицировано. Остров Большой был разделен между РФ и КНР примерно пополам. В результате демаркации российско-китайской границы в 2005 г. острова Тарабаров и западная часть Большого Уссурийского в 2008 г. были переданы КНР, войдя в состав провинции Хэйлунцзян.


Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Так, тогдашний губернатор Хабаровского края В. Ишаев демонстративно отказался от посещения протокольных мероприятий в ходе визита.


Таким образом, путем взаимных уступок удалось разрешить спор, который в конце 1960-х гг. привел к вооруженным столкновениям и мог вылиться в полномасштабную войну Китая с Советским Союзом. Но хотя на сегодняшний день территориальные споры между РФ и КНР в основном разрешены, остаются некоторые проблемы, связанные с российско-китайской границей. Например, один из наиболее авторитетных экспертов в данной сфере Ю.М. Галенович полагает, что пограничная проблема не решена до конца, пока не подписан новый делимитационный договор. Кроме того, значительным раздражителем продолжает оставаться содержание китайских учебников по истории, трактующих отдельные страницы взаимоотношений между нашей страной и Китаем в прошлом в антироссийском духе.

О. А. Тимофеев, О.К. Грибова


В марте этого года в парламент Китая - Всекитайское собрание народных представителей - был внесен на рассмотрение законопроект, очень похожий на проект закона о присоединении Крыма к России. Речь идет о документе, который предусматривает присоединение к КНР части иностранного государства в случае, если местные жители на референдуме примут решение о вхождении в состав китайского государства.

Проект, который внесла депутат Сунь Вань Хань, фактически предполагает аннексию территории соседнего государства – в частности, российского Дальнего Востока. Одновременно с этим парламентарий предложила подумать над принятием закона об упрощенном порядке получения китайского гражданства для жителей России.

В соответствии с документом принятие в Китайскую народную республику нового субъекта части иностранного государства возможно при отсутствии международного договора при реализации одной из альтернатив:

В части иностранного государства проведен референдум, на котором вопрос о присоединении в Китай получит одобрение;

Есть обращение в Китай легитимных органов государственной власти в части иностранного государства.

Эта публикация от 2008 года, где вероятность развязки автор предсказывает в 2015 году:

Китай, несмотря на территориальные уступки и передачу ему нескольких островов, не снял территориальные претензии к России на Северные Территории. На всех картах, выпускаемых в Китае, эти территории показаны, как китайские. Китай осуществляет долговременную стратегическую экспансию на эти территории и не думает скрывать этого.

Заселение китайцами Дальнего востока происходит под руководством МГБ (китайская внешняя разведка) и спонсируется государством. Китайцы, получившие вид на жительство или гражданство РФ получают “подъемные”. Подкуп российских должностных лиц принял невиданные масштабы. Китайская агентура активно лоббирует китаизацию Дальнего Востока.

Уже сегодня в ряде регионов ДВАО китайцы составляют от четверти до половины реального населения. Практически везде они сосредоточили в руках большую часть торговли и добывающих промыслов - лес, охота и т.п. Мощная дискриминация и прессинг со стороны российского МВД и местных администраций этому помешать не в состоянии в силу более высокой конкурентоспособности китайцев.

Китай проводит не имеющую прецедентов в мире политику тотального шпионажа. “Каждый кто может шпионить - должен шпионить” (”Китайская разведка” Олег Глазунов).

Также Китай усиленно вооружается. К 2015 г. у него будет не менее 100 МБР с разделяющимися боеголовками, способных поражать цели в любой точке России, не считая сотен крылатых и баллистических ракет меньшего радиуса действия. Военный бюджет по некоторым оценкам достигает $105 млрд. Увеличивается состав сугубо наступательных частей ВДВ и морпехов. ФСБ считает китайскую разведку наиболее активной на территории РФ.

Китайские “триады” с 1993 г. действуют в РФ и охватывают всю китайскую диаспору. Во главе триад стоят офицеры МГБ. Они терроризируют китайцев и требуют от них беспрекословного подчинения. В случае неподчинения страдают не только российские китайцы, но и их родственники в Поднебесной. Фактически китайцы в полном подчинении руководства триад. Они подчиняются своим руководителям, а не законам РФ. Китайские фирмы активно занимаются контрабандой, отмыванием денег, уклонением от налогов и торговлей наркотиками.

Последнее время Китай внимательно изучает технологию “цветных революций” и успешно опробовал модель организованных протестов в противовес сторонникам освобождения Тибета при проносе олимпийского огня в разных странах. Прокитайские демонстрации во всех странах были более многочисленны, чем протибетские. Ни до ни после этого не было замечено никакой политической активности китайцев в этих странах.

Идет создание хорошо организованных чайнатаунов во всех крупных городах России. Большие деньги идут на подкуп и вербовку сторонников среди местного населения. Пенсионерам, живущим в районах компактного проживания китайцев выплачивают пенсии. Но это не значит, что китайская оккупация принесет счастье. Китай дискриминирует национальные меньшинства на захваченных территориях совершенно зверскими методами. Запрещают изучать родные языки и культуру, запрещают занимать многие должности и профессии.

Вот один из возможных сценариев нападения на РФ:- Китай, выждав момент какого-нибудь кризиса, например, на Кавказе (на момент публикации автор еще не знал об Украине - vik ), где увязнут самые боеспособные наземные силы российской армии, организует китайские погромы в некоторых восточных регионах, например, в Приморском Крае, Хабаровском, в Забайкалье.- эти регионы по абхазско/косовскому сценарию провозгласят “независимость” и обратятся к Китаю за помощью. Китай срочно введет “миротворческие” силы, чтобы защитить китайцев от “этническх чисток”. ООН начнет не спеша разбираться. Тем временем через открытые границы организованный поток мигрантов начнет масштабную китаизацию “незалежных территорий”. Как только китайское население и их российские сторонники достигнут уверенного большинства, на “незалежных” территориях будет проведен плебисцит по объявлению независимости и/или присоединении к Китаю.- по всему миру пройдут скоординированные массовые антироссийские выступления. СМИ всего мира получат многочисленные свидетельства “зверств” российских националистов.

Какова может быть возможная реакция руководства РФ? Вот 3 основных варианта:

1. объявить войну Китаю и нанести термоядерный удар. В результате обмена такими ударами обе страны жестоко пострадают. Миллионы погибнут сразу и еще миллионы потом от последствий. Причем у китайцев людской потенциал практически неисчерпаем. Скорее всего после этого Россия прекратит существование, как самостоятельное государство.

2. начать против китайских агрессоров военные действия с применением обычых вооружений. Потенциал РФ и Китая несравним и война на истощение быстро приведет к поражению РФ. Это может вызвать дальнейший распад страны. Весьма вероятно, что и в других регионах одновременно поднимут голову сепаратисты. Китай им поможет. Опыт у него немалый. Во время Афганской войны Китай был основным поставщиком оружия и инструкторов муджахедам. Он поставил столько оружия, что можно было вооружить всех желающих и еще осталось бы.

3. сохранить что осталось и пытаться вытеснить китайцев дипломатическими средствами. Это наиболее веероятный сценарий, т.к. первые 2 еще хуже. Ни руководство страны, ни народы не желают полномасштабной войны. Китай же жертв не боится. Территории для них важнее.

Китайцы ждут первого благоприятного момента. На карту будет поставлена судьба России, как самостоятельного государства. Вариантов спасения немного:

СРОЧНАЯ переориентация внешней политики на сближение с НАТО. В этот союз входят самые мощные державы мира и Китай не решится вступать в конфронтацию со всем миром. Пример тому, что это работает, - пассивная политика КНР по отношению Тайваня, находящегося под защитой США.

У Китая есть немало серьезных проблем:

Растущий разрыв между быстро развивающимися и богатеющими прибрежными районами и “внутренними колониями”. Ежегодно происходит порядка 70 000 столкновений с войсками и полицией.

Быстро растущий импорт продовольствия повышает зависимость страны от зарубежных поставок. Причины в росте потребления и выводе из С/Х оборота миллионов гектаров из-за эррозии и строительства. Китай начал скупку плодородных земель за рубежом.

Чудовищная коррупция на всех уровнях власти. Деспотические методы правления КПК входят в противоречия с развивающейся экономикой.

Слабость финансовой и банковской системы, которая может вызвать коллапс экономики в любой момент.

Сепаратисткие движения нацменьшинств на окраинах и борьба многомиллионных релииозных сект повсеместно.- наличие враждебно настроенных соседей, как Индия, у которой КНР аннексировала большие территории, Вьетнам, который успешно отразил китайскую арессию в 70-х, Тайвань, имеющий сильную армию

Рост цен на энероресурсы и продовольствие, которые ложатся тяжелым бременем на экономику и расходы китайцев.

Значительны успехи МГБ КНР и на территории США. К настоящему времени численность китайской диаспоры в америке превышает 1,3 миллиона человек, основная часть ее ‘ сосредоточена на тихоокеанском побережье, где китайская разведка имеет настолько сильные оперативные позиции, что американские спецслужбы не в состоянии полностью контролировать китайскую активность в таких городах, как Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон.

Во время визита в Германию председателя КНР Си Цзиньпина канцлер Ангела Меркель сделала ему необычный подарок. Она преподнесла коммунистическому лидеру древнюю карту Китая. Этот подарок буквально взорвал китайскую блогосферу.

28 марта Меркель со своим мужем, который редко показывается на публике, оказала китайскому руководителю и первой леди КНР приём на высшем уровне. Фрау канцлер подарила Си Цзиньпину «первую точную карту Китая», составленную в Германии в 1735 году.

В 1735 году в Китае была маньчжурская династия Цин. В состав китайской империи в то время входили в частности Дальний Восток, Урянхайский край (Тыва), Сибирь и Южно-Китайское море со всеми островами.

Многие китайские блогеры благодарят Меркель за подарок и говорят, что он «красноречивее ста тысяч слов».

«На примере Крыма Россия нам дала хороший урок того, как надо отстаивать свои территории».

«Да, с тех давних пор территория нашей страны заметно сократилась. При династии Цин нашей была как Монголия, так и «Шестьдесят четыре деревни к востоку от Амура» (нынешние территории Благовещенского и Тамбовского районов, прим. ред.) и, конечно же, Хайшэньвэй (китайское название Владивостока, прим. ред.)».

«Эта карта, которую нам подарили немцы, без лишних слов говорит о том, кто наш настоящий враг».

«Мы почти сто лет радостно несём флаг борьбы с империализмом, но в итоге оказывается, что нашу землю захватывают совсем не злобные империалисты».

«На этой карте есть всё, что у нас должно быть, особенно в северной части!»

«Нам просто прямо сказали, что из всех стран Россия забрала больше всего наших земель».

«Пусть наши правители внимательно посмотрят на эту карту и сопоставят с нынешней. Насколько меньше стала наша страна! Разве не стыдно им за это?»


Такими «исторически справедливыми» показываются границы КНР в некоторых китайских изданиях.

А ниже - "полная справедливость", с точки зрения китайцев:

Беженцев с Донбасса будут выдворять из Крыма в Сибирь и на Дальний Восток в трехдневный срок.

Правительство России определило это для властей аннексированного Крыма, а также главам 11 субъектов РФ, пересылать пророссийских беженцев из Донбасса в Сибирь, Дальний Восток и крайний Север.

"Подписанным постановлением высшим органам исполнительной власти 11 субъектов федерации рекомендуется ориентировать граждан Украины на переезд к другим субъектам федерации. По мере переезда этих граждан необходимо обеспечить преобразование пунктов временного размещения. Эти пункты должны использоваться для пребывания граждан Украины только на срок, необходимый для организации их дальнейшего следования к другому субъекту федерации, но не более, чем на 3 суток", - гласит постановление.